Крипторхизм

Крипторхизм. Что это такое?

Крипторхизмом называется врожденная аномалия развития, при которой в мошонке не хватает одного или обоих яичек. У вовремя родившегося ребенка в первые дни жизни яичко определяется в мошонке. Тем не менее, случаи, когда яичко опускается не до конца – нередки, такой крипторхизм встречается у каждого 5-10 мальчика. Однако, у большинства из них (по статистике – у 70%) яичко самопроизвольно опускается в мошонку к концу первого года жизни.

Из-за чего развивается крипторхизм?

Крипторхизм развивается по двум основным причинам. Первая – это возможные механические препятствия и задержки яичка (сращения брюшины, недостаточное развитие сосудистой ножки и пр.). Вторая – неправильная работа регулирующих развитие гонад эндокринных желез матери и ребенка.

Как выявляют крипторхизм?

Крипторхизм у взрослых – редкость. У детей его, обычно обнаруживают родители. При первом же подозрении на это заболевание, необходимо показать ребенка хирургу, урологу и педиатру. Для установления диагноза проводят пальпацию, а если необходимо – и УЗИ. Крипторхизм может быть локализован в разных областях – паховой, брюшной и пр. Кроме того, он бывает односторонним и двусторонним, а также ложным и истинным. Дополнительно выделяют такое состояние, как эктопия яичка.

Ложный крипторхизм

Довольно часто яичко может отсутствовать при осмотре, а потом – в тепле и расслабленном состоянии – без посторонней помощи опускается в мошонку. Это считается одним из вариантов нормы и называется мигрирующим яичком. Такое явление происходит, если в допубертатном возрасте диаметр внешнего пахового кольца больше диаметра самого яичка. При сокращении, поднимающая его мышца легко подтягивает его до самой паховой складки. Ни лечения, ни даже наблюдения врача при ложном крипторхизме не требуется.

Истинный крипторхизм

Истинным крипторхизмом называется задержка яичка в брюшной полости, либо в паховом канале. Расположение яичка врач легко определяет при пальпации или даже на глаз, однако опустить яичко в мошонку трудно, либо вовсе нельзя. При осмотре очевидна недоразвитость половины мошонки, в которой должно располагаться яичко.

Паховый крипторхизм

При этом виде крипторхизма яичко находится выше или ниже наружного пахового кольца. Консервативное лечение возможно до пяти лет. Если оно не дает результатов, а также в более позднем возрасте, паховый крипторхизм лечится с помощью операции.

Брюшной крипторхизм

При этом виде крипторхизма яичко вообще не определяется. Диагностика заболевания производится при помощи компьютерного метода или УЗИ. Выявить локализацию яичка при его врожденном отсутствии или атрофии иногда сложно. При брюшном крипторхизме могут чувствоваться боли в районе неопущенного яичка. Эти боли вызваны его ростом или нарушениями пассажа по семявыносящему протоку. Лечится – исключительно оперативным путем.

Эктопия яичка

Эктопией яичка называется заболевание, при котором яичко опускается не в нормальное место. Виной такому отклонению – механические препятствия на пути яичка. Лечится – исключительно оперативным путем.

Приобретенный крипторхизм

Получить крипторхизм можно вследствие травмы мошонки, а также при широком паховом кольце. Из-за этих причин яичко может переместиться в брюшную полость или в пах.

Какие опасности и осложнения могут быть у крипторхизма?

• Болезненные ощущения из-за травматизации яичка и его необычного расположения. Боли могут быть постоянными или периодическими.

• Ущемление яичка или его «перекрут». При ущемлении и перекруте яичка нарушается его кровоснабжение, ощущаются резкие боли. Яичко может погибнуть в течение всего нескольких часов. Обе проблемы могут возникать и у здоровых людей, но при крипторхизме бывают гораздо чаще.

• Крипторхизм часто сопровождается врожденными аномалиями – гипоспадией, грыжей, и т.д.

• Около семидесяти процентов пациентов, у которых диагностирован двухсторонний крипторхизм – бесплодны или имеют выраженные проблемы со сперматогенезом. Жертвами неправильного расположения яичка становятся его тепловой режим и кровоснабжение, кроме того, оно чревато травмами и гормональными нарушениями, а значит, возможно возникновение дистрофических процессов.

• Разные формы крипторхизма есть в историях болезни у восьми из десяти больных раком. Более чем в 12 раз чаще болеют раком яичка те, у кого диагностируется брюшной крипторхизм. Причина такой статистики в повышении температурного режима в брюшной полости и тканях яичка. Так как они к таким условиям не приспособлены, в них быстро возникают мутации.

Лечение крипторхизма

Методика лечения подбирается сугубо индивидуально. Возможно как оперативное, так и консервативное лечение крипторхизма. Лечить заболевание следует начинать незамедлительно, сразу после его выявления. Консервативное лечение возможно в детском возрасте. В остальных случаях, а также, если консервативные методы не помогают – прибегают к операции

Консервативное лечение крипторхизма

Суть консервативного лечения крипторхизма в витаминах и гормональных препаратах. Их задача – стимулировать опущение яичка в мошонку.

Оперативное лечение крипторхизма

Операцию по лечению пахового крипторхизма проводят под наркозом, либо под местным обезболиванием. Хирург выполняет надрез длиной около полутора сантиметров в области паха. Во время операции происходит мобилизация яичка, семенного канатика и кровеносных сосудов, после которой яичко опускают в мошонку и фиксируют в ней.

При брюшном крипторхизме операция бывает открытой или лапароскопической. Открытой называется операция, при которой пациенту вскрывают живот, обнаруживают яичко и опускают в мошонку в один или два этапа. При лапароскопической операции делают небольшие проколы, через которые выделяют и опускают яичко в пах или мошонку. У взрослых и у детей старшего возраста яичко часто оказывается гипертрофированно и нежизнеспособно. В этих случаях его удаляют. Одновременно с этой операцией можно удалить и паховую грыжу, если она есть.