Гипоспадия

Гипоспадия — дистопия (неправильное расположение) наружного отверстия мочеиспускательного канала, с замещением недостающей части мочеиспускательного канала рубцовым тяжем. При гипоспадии у мальчиков мочеиспускательный канал открывается на вентральной поверхности полового члена, в мошонке или промежности. Частота заболевания — 1 из 300 новорожденных мальчиков. Женская гипоспадия встречается значительно реже.

Симптоматика гипоспадии

Головчатая форма гипоспадии

— у пациентов в типичном месте наружного отверстия уретры имеется углубление в головке полового члена, а мочеиспускательный канал открывается несколько ниже, как бы переходя из бороздки от типичного расположения. Это самая легкая форма гипоспадии, часто сопровождается сужением наружного отверстия крайней плоти и реже незначительной деформацией полового члена в вентральном (вниз) направлении, особенно заметном при эрекции.

Венечная форма гипоспадии.

Наружное отверстие мочеиспускательного канала открывается на уровне веночной борозды. Также может отмечаться деформация полового члена (в основном отклонение головки полового члена от стволовой его части.

Стволовая форма гипоспадии.

Наружное отверстие мочеиспускательного канала открывается на уровне стволовой части полового члена. Чем дальше от головки располагается наружное отверстие мочеиспускательного канала, тем больше выражено недоразвитее полового члена, его эректильная и не эректильная деформация. Также характерно сужение наружного отверстия.

Члено-мошоночная форма гипоспадии

— все указанные выше симптомы еще более выражены. Половой член может напоминать клитор.

Мошоночная гипоспадия.

К указанным выше симптомам прибавляется расщепление мошонки, что в совокупности с резко уменьшенным, деформированным половым членам может привести к неправильному определению пола ребенка.

Мошоночно-промежностная форма, промежностная форма.

Степень деформации и недоразвития полового члена и мошонки достигают максимальной степени. Строение половых органов (половой член напоминает клитор, мошонка расщеплена и напоминает половый губы, имеется участок рудиментарной слизистой мочеиспускательного канала, наружное отверстие которого расширено — напоминает вход во влагалище). Определение пола крайне затруднено и требует генетических исследований.

Диагностика

Диагностика — осмотр. Обычно диагностика стволовой формы гипоспадии проводится в роддоме при осмотре родившего мальчика. При венечной и головчатой формах диагноз часто выставляется уже в подростковом возрасте или взрослом, при этом основная жалоба заключается в деформации полового члена при эрекции, вторая типичная жалоба — разбрызгивание мочи при мочеиспускании. Начиная с члено-мошоночной формы и большей степени недоразвития полового члена наибольшее затруднение представляет определение пола ребенка, генетические исследования проводятся нечасто, что становиться большой медицинской и психологической проблемой.

Лечение

Головчатая и венечная форма гипоспадии редко доставляют существенные неприятности, и лечение проводится в подростковом или взрослом возрасте — коррекция деформации полового члена, пластика мочеиспускательного канала. Результаты лечения обычно хорошие.

Хирургическое лечение стволовой формы гипоспадии проводится обычно в возрасте 5-7 лет. В зависимости от расположения наружного отверстия мочеиспускательного канала и степени недоразвития полового члена операции выполняются с использованием местных тканей, кожи мошонки и полового члена, оболочек яичек, и перемещенных тканей (лучевой лоскут). Такая же тактика возможно при выявленной в раннем детском возрасте члено-мошоночной форме гипоспадии. Операция, проведенная в детском возрасте, позволяет правильно развиваться половым органам и предупреждает психологические проблемы у ребенка.

Однако в ряде случаев со временем происходит рубцевание пластических тканей, что требует уже во взрослом возрасте дополнительной хирургической коррекции (см. стриктуры уретры).

При выявлении мошоночной, мошоночно-промежностной и промежностной форм гипоспадии в раннем детском возрасте чаще всего осуществляется хирургическая коррекция пола ребенка. Если (часто) ребенок воспитывается как девочка, то во время полового созревания у такой «девочки» начинают появляться мужские вторичные половые признаки (оволосение лица и тела по мужскому типу, мужское строение тела и т.д.). Это представляет серьезную психологическую проблему, т.к. подросток должен сделать выбор. Чаще всего выбор складывается в пользу дальнейшего женского развития в связи с чем проводится кастрация пациента, пластика наружных гениталий, имплантация протезов молочных желез, заместительная гормонотерапия. Значительно реже пациенты соглашаются на гражданскую смену пола, тотальную фаллоуретропластику — формирование полового члена и мочеиспускательного канала из перемещенных лоскутов (ротированный лоскут, лучевой лоскут, подмышечный) с последующим протезированием неофаллоса пластическим протезами, что позволяет развиваться по мужскому пути с сохранением возможности проведения полового акта.

В AndroClinic проводится диагностика и лечение заболеваний мочеиспускательного канала врожденного и приобретенного характера. Мы не ограничены в диагностических и лечебных возможностях, что позволяет оптимизировать тактику лечения.

В течении первой консультации определяется временные и финансовые затраты, которые потребуются для лечения заболеваний уретры.