Нефроптоз (опущение почки)

Нефроптоз — (опущение почки) патологическое состояние, при котором почка имеет большую, чем в норме, подвижность.

В норме почка имеет «дыхательную» подвижность, т.е. смещается вниз при вдохе. Патологическая же подвижность в начале заболевания почки связана с переходом в ортостаз (положения стоя), лежа почка возвращается в нормальное положение. С развитием заболевания может перестать возвращаться в нормальное положение.

Причины

Патологическая подвижность почки обычно развивается на фоне предрасположенности, слабости связочного аппарата, астенической конституции. Толчком к появлению такой подвижности чаще всего служат состояния связанные с резким похуданием, ослаблением мышц передней брюшной стенки, травмами живота, обширными операциями и тяжелым физическим трудом. Соотношение мужчин и женщин подверженных этому заболеванию составляет 1:10, что объясняется особенностями изменений внутренних органов при беременности и после родов. Однако далеко не всегда возникший нефроптоз можно связать с каким-то одним событием или заболеванием.

Симптоматика:

На ранних стадиях заболевания протекает бессимптомно. Симптомы появляются одновременно с осложнениями.

1. гематурия (примесь крови в моче), червеобразные сгустки крови.
  2. Повышение давление, опять-таки часто давление повышается при длительном нахождении в положении стоя, затем становиться постоянным и не снимается обычными средствами для понижения давления.
  3. Боли в поясничной области — также сначала появляются в ортостазе. Затем становятся постоянными.
  4. Из-за нарушения оттока мочи из опущенной почки, нередким осложнением является пиелонефрит — воспаление почки и мочекаменная болезнь с соответствующей симптоматикой.

Диагностика

В запущенных случаях и у пациентов с астеническим телосложением диагноз нефроптоз может быть поставлен при пальпации (ощупывании) живота в положении лежа и стоя.

Обычно для подозрение на предмет нефроптоза могут возникнуть при проведении ультразвукового исследования ( лежа и сидя). Однако для подтверждения диагноза необходимо выполнить экскреторную урографию — контрастное исследование почек, которое осуществляется лежа и стоя. Диагноз «нефроптоз» правомочен при смещении почки вниз более чем на один позвонок.

Для диагностики осложнений нефроптоза могут быть проведены некоторые радиоизотопные методы исследования и функциональные пробы.

Консервативное лечение

До сих пор бытует миф о необходимости лечения нефроптоза только в случае возникновения осложнений, неподдающихся лечению консервативно (мы перечислили эти осложнения как симптоматику).

Молодым стройным женщинам рекомендуют поправиться, родить (роды — собственно фактор усиления нефроптоза, т.е. и родить, для того чтобы поправиться во время беременности и потом не худеть).

Пациентам предлагают проводить полдня в горизонтальном положении, спать вверх ногами и т.д.

Ношение бандажа, якобы помогающего удерживать почку, еще больше обычно усугубляет проблему нефроптоза, т.к. еще больше способствует ослаблению мышц поясницы и брюшного пресса.

Единственным реальным методом консервативного лечения, предпринимаемого в основном у молодых мужчин — является лечебная гимнастика на ранних стадиях нефроптоза, в основном в тех случаях, когда диагноз поставлен случайно при профилактическом осмотре.

Оперативное лечение

Все попытки консервативного лечения обычно обречены на неудачу, продлевают страдания пациента, способствуют возникновению осложнений, порой необратимых, связанных с неподдающейся лечению гипертонической болезнью, потерей функционального значения почек, а иногда самой почки. Поэтому, если первые шаги в консервативной терапии не приносят значительного и стойкого улучшения, следует предпринять операцию.

Открытая нефропексия: операция, осуществляемая из широкого разреза в подреберье от поясничной области до середины живота. Выделенная из окружающих тканей и спаек почка фиксируется к ребрам. Такая методика операции имеет ряд недостатков: большой косметический дефект, особенно неприятный в молодом возрасте, длительный период реабилитации, требующий пребывания пациента в постели в течение нескольких недель, нередко неэффективность, даже хорошо выполненной операции. Наверное с силу таких недостатков имеется стойкое неприятия оперативного лечения даже среди профессиональных урологов.

Операция, выполняемая врачами «AndroClinic» — Лапароскопическая нефропексия — малотравматичная операция, осуществляемая через проколы передней брюшной стенки, не имеющая косметических дефектов. За счет использования современных материалов — быстрый период восстановления физической активности — 3-4 дня, практически абсолютная эффективность.